История Nokia: как финны покоряли мир
История компании Nokia
История компании Nokia, вероятно, самый интересный в Европе пример того, как можно сто лет подряд покорять мир своим качеством и технологиями, а затем сдать позиции в тот самый момент, когда, кажется, тебе ничто не угрожало. И сдать их тому, кого конкурентами, в общем-то, никогда не считал.
Удивительное дело - еще в начале 90-х Nokia интересовали совсем другие проблемы: финнов скорее беспокоило, что стоящий на пороге развала СССР не нуждался в их туалетной бумаге. Но прошло десять лет, и эта компания стала крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов. Как так случилось?
Эта история началась еще в 1865-м году, когда 12 мая финский горный инженер Фредерик Идестам получил разрешение от властей на строительство фабрики для выпуска древесной массы. Фабрику построили на реке Нокия, отсюда и название компании. Идестаму повезло: в те годы в Финляндии наблюдался бурный рост промышленности, и потребность в бумаге постоянно росла во всей Европе. Строились новые офисы, которые заказывали все больше целлюлозной продукции. Так Nokia стала довольно большим комбинатом по выпуску бумаги. Вскоре рабочих здесь стало так много, что даже появился одноименный город - Нокия. К тому моменту комбинат стал продавать свою бумагу в России, Англии, Франции и даже Китае. Дела шли хорошо, но своего сырья не хватало, поэтому приходилось даже заказывать дерево в России и Швеции. Что интересно, не последнюю роль в международной экспансии финской компании сыграли бизнесмены из Санкт-Петербурга.
А тем временем в мире происходили другие занятные вещи. В 1839-м году в США инженер Чарльз Гудьер открыл такое явление как вулканизация резины. А в 1898-м ушлый предприниматель Фрэнк Сейберлинг основал компанию Goodyear Tire and Rubber Company. Где-то в конце XIX века такая резина появилась на рынках Европы, т.е. дошла и до Финляндии. Ради снижения издержек местный производитель шин, компания Finnish Rubber Works, перенесла производство в сельскую местность: и так уж получилось, что фабрика FRW оказалась по соседству с Nokia. И так уж получилось, что производитель резины начал покупать у "бумажников" электроэнергию: ее река Нокиа давала целлюлозному комбинату в избытке. Так обе компании стали партнерами.
А в 1912 году в Хельсинки открылась компания Finnish Cable Works, занимавшаяся производством телеграфных и телефонных сетей. В 1920 году FRW, FCW и Nokia объединились в один холдинг - Nokia Group. Дела у конгломерата шли настолько хорошо, что в 20-30-е годы Nokia стала заниматься даже строительством электростанций. Такая диверсификация бизнеса помогла компании выжить, ведь финнам в этот период истории пришлось пережить и вторжение СССР, и выплату репараций Кремлю, и Великую Депрессию, и множество других катаклизмов.
В 60-е годы Nokia вышла на рынок Советского Союза. Здесь она продавала свою резину, бумагу и электронную технику. Главным бизнесом оставалось производство резины. Но дальновидный президент Finnish Cable Works Бьёрн Вестерлунд именно тогда учредил отдел, занимавшийся исследованиями в области полупроводников. Они были обречены на успех: Вестерлунд дружил со всеми главными университетами Финляндии, и это позволяло ему набирать в свой штат лучших ученых и студентов.
В 1963-м году Nokia создала свой первый радиотелефон, а в 1965-м - модем для передачи данных. 1969-й год ознаменовался появлением первого в мире РСМ-передающего оборудования. Так начался процесс перехода от электромеханических АТС к цифровому телекоммуникационному стандарту.
В 70-х пришел первый настоящий коммерческий успех на этом поприще – Nokia выпустила коммутатор DX 200, внутри которого были микропроцессоры Intel и компьютерный язык высокого уровня. В 1980-м году власти Швеции и Финляндии разрешили устанавливать сотовые телефоны в автомобилях, в 1981-м году уже появилась первая "гражданская" сотовая сеть под названием Nordic Mobile Telephony. Это был триумф Nokia: вся инфраструктура работала на ее продуктах и технологиях. В 1987-м году Nokia выпустила первый в мире мобильный телефон, который легко умещался на приборной панели любого автомобиля. В конце 80-х финский конгломерат активно участвовал в создании нового единого для Европы стандарта мобильной связи - GSM.
В 1990-м году в компанию пришел Йорма Оллила (сейчас - председатель ее правления), возглавивший отдел мобильных телефонов. 1 июля 1991-го года первый звонок через коммерческую сеть GSM совершил финский премьер - началось развитие GSM-отрасли. В 1996 году телекоммуникационный бизнес стал основным для всей корпорации Nokia. В августе 1997-го года среди партнеров и клиентов Nokia - 59 операторов связи в 31 европейской стране. Такой успех - результат очень смелого решения, которое было принято в 1992 году. Тогда в Финляндии был серьезнейший финансовый кризис, и Nokia нужно сократить расходы. Оллила тогда принял решение сосредоточить все усилия на телекоммуникациях, пожертвовав всеми остальными отделениями компании. Сегодня правильность этого решения всем очевидна, но в то время, разумеется, никакой ясности ни у кого не было, так что нужно отдать должное новому руководителю Nokia, проявившему неординарное мужество и интуицию.
Что же еще отличало Nokia от ее конкурентов?
Во-первых, Nokia всегда умела быстро переориентироваться на самые высокодоходные отрасли. Умение финнов рисковать - первая причина успеха компании.
Во-вторых, Nokia была первой финской компанией, которая взяла курс на полную цепочку самообеспечения: внутри компании было налажено производство всех комплектующих и сама сборка аппаратов; здесь же занимались исследованиями и внедрением новых технологий; специалисты Nokia сами отвечали за продажи и маркетинг, не отдавая ничего на аутсорс.
В-третьих, большинство продаваемых телефонов в 90-е реализовывались под брендом операторов сотовой связи, но Nokia взяла курс на продвижение собственной торговой марки. Сегодня бренд Nokia занимает по величине 11-е место в мире - аккурат между Marlboro и Mercedes Benz.
В-четвертых, если не считать казуса с iPhone, финская компания всегда была технологическим лидером отрасли. Именно здесь придумывали все более совершенные технологии передачи данных и программные интерфейсы. Кстати, в отрасли мобильной связи отдел R&D у Nokia до сих пор самый сильный.
В-пятых, в Nokia всегда большое внимание уделяли дизайну. В 60-х, когда главным бизнесом компании были резиновые сапоги, только здесь их выпускали в ярких цветах. У всех остальных в портфолио были только черные сапоги и галоши.
Наиболее яркие модели Nokia
1992-й год – первый портативный телефон Nokia 101, работающий в сети стандарта GSM.
1999-й год – первый мобильник с поддержкой WAP – Nokia 7110
2000-й год – первая модель телефона с цветным экраном – Nokia 9210
2000-й год - самая продаваемая в мире модель мобильного телефона - Nokia 3310. Разошлась тиражом свыше 120 млн экземпляров.
2002-й год – первый телефон со встроенной камерой – Nokia 7650.
2007-й год можно по праву считать началом заката монопольного положения Nokia на рынке мобильной связи. Тогда появился iPhone, и менеджеры Nokia слишком поздно уловили потенциал больших "тачфонов", лишенных физических клавиатур. Ставка на старые ценности не сработала, и финская компания впервые в своей истории опоздала с инновациями. Что ж, будем надеяться, у нее еще будет шанс отыграться.
Комментарии
5 комментариев
Комментировать
Георгий Лямин | 21 Май, 2011 13:39 (UTC)
futuramer3000 | 23 Май, 2011 20:23 (UTC)
Скоро они просто исчезнут.
А жаль.
SosisTD | 5 Июн, 2011 18:00 (UTC)
Анатолий Ильин | 20 Авг, 2011 12:00 (UTC)
владимир руднов | 31 Окт, 2011 17:55 (UTC)
5 комментариев
Комментировать