Знакомый незнакомец. История Samsung
Наверное, трудно найти дом в России, в котором не было бы продукции компании Samsung.
В октябре появился очередной рейтинг Interbrand 2011 Ranking of the Top 100 Brands, в котором брэнд компании Samsung переместился на две позиции вверх – с 19-го на 17-е место. Компания уже не первый год находится в этом рейтинге, последовательно оттесняя “старичков”. Samsung укрепляется среди всемирно узнаваемых логотипов, подбираясь к вершине рейтинга.
Приход компании на российский рынок удачно совпал с развитием всего сектора электроники, а очень неплохое корейское качество способствовало тому, что покупатели становились лояльными к этому бренду. За телевизорами и видеоплеерами последовали DVD и мобильные телефоны, а теперь это – компьютеры, смартфоны и планшеты.
Все, однако, начиналось с небольшой семейной фирмы. Основана компания была в далеком 1938 году, когда Корея была единой, но не самостоятельной – оккупированной Японией. Это обстоятельство не помешало амбициозному предпринимателю Ли Бён Чхолю наладить независимый канал поставок рисовой муки и сахара в Китай. Все это производилось на предприятии в городе Тэгу, который по счастью находился в южной части корейского полуострова.
Ли Бён Чхоль
Как известно, Вторая мировая война завершилась разгромом Японии и окончанием оккупации Кореи, однако в результате полуостров оказался разделенным на коммунистический север и капиталистический юг. Ли Бён Чхоль воспользовался приходом американских войск и переключился на продажу им рисовой водки, которая пользовалась хорошим спросом. Одновременно он диверсифицировал производство, ориентируясь как на корейский рынок, так и задумываясь о покорении рынка США. В результате, к 1948 году появилась Samsung Trading Company.
Надо сказать, корейцы произносят название компании не “Самсунг”, а скорее “Самсон”. Сразу возникает ассоциация с библейским Самсоном, который в Петергофе разрывает пасть льву. Однако впрямую с корейского это название переводится как “Три звезды”: число 3 считается в Корее счастливым. Кроме того, у Ли Бён Чхоля было три сына, и младший из них потом стал главной корпорации в разрез со всеми восточными традициями.
Путь к успеху Samsung Trading Company не был устлан розами – на рассвете 25 июня 1950 года началась война между Севером и Югом. К августу войска Ким Ир Сена заняли практически всю территорию Кореи, дойдя до родного Тэгу. Практически все, что было создано до этого компанией, погибло – был разрушен даже дом основателя Samsung. Вступившие в войну войска ООН (фактически США) оттеснили корейцев и китайцев обратно на север, практически прижав их к границам СССР и Китая, но были вынуждены отступить обратно к 38 параллели. Боевые действия продолжались еще три года, и Корея так и осталась разделенной.
По существующей легенде Ли Бён Чхоль нашел на развалинах своего дома ящик с деньгами, которые снова вложил в дело, открыв текстильную фабрику и сахарный завод, а потом и страховую компанию.
Дела “привычно” пошли в гору – компания богатела. Но в 1960 году опять наступила черная полоса – после свержения президента Кореи Ли Сын Мана, глава Samsung оказался в тюрьме, к счастью не надолго. Новому президенту были нужны предпринимательские кадры. Более того, компания оказалась среди избранных организаций, которые должны были стать локомотивами корейской экономики. При этом каждой компании давался свой фронт работ. Samsung досталась электроника, а, к примеру, Daewoo – производство автомобилей, Hyundai – строительство, Goldstar (ныне LG) – бытовая техника. Правда, сейчас все немного перемешалось, и Hyundai нам больше известен как производитель автомобилей, хотя свой автозавод есть и у Samsung - Renault Samsung Motors. Он выпускает симпатичные автомобили для корейского рынка, более глобальной экспансии помешал кризис 1998 года – 70% акций уступили французскому автоконцерну.
завод Renault Samsung Motors в Пусане
И все же успехов у корпорации больше, чем неудач, да и те используются для того, чтобы сделать продукцию лучше. В 1969 году компания выпустила свой первый черно-белый телевизор, что и привело к возникновению в городе Сувон самого мощного подразделения – Samsung Electronics. Конечно, бывали и проблемные годы, но руководству компании при их решении удавалось находить взвешенный баланс между национальными особенностями и потребностями глобального рынка. Возможно, тут сказывалась незашоренность основателя компании, стремление к выходу на мировые рынки (в США) и дух соревновательности.
В Корее очень чувствуется, что продолжается незримое соревнование с Японией, а в случае с Samsung - соперничество с Sony, которое, как мне кажется, было успешно выиграно. Уж по стоимости бренда – точно. Но теперь, как мы видим, появились новые вызовы – компания не успокоилась на достигнутом.
Корпорация остается многопрофильной, сохраняется страховой и финансовый бизнесы, химическое подразделение. Продолжает работать госпиталь, который был основан еще в конце 60-х годов, в структуре компании появились курорты и фонд культуры. А вот сахарный заводик, который когда то и стал основой всего этого богатства, корпорации больше не принадлежит.
госпиталь компании в Сеуле
Одним из козырей корпорации являются не просто большие, а огромные инвестиции в разработку новых технологий. В 2011 году вложения в R&D одной только Samsung Electronics составили $9,3 млрд, что превышает объявленный бюджет на создание Сколково в несколько раз.
Исследовательские центры расположены по всему миру, включая и Россию. Благодаря этому Samsung контролирует полный цикл при производстве высокотехнологичной электроники – от чипов памяти до экранов и некоторых процессоров. Не секрет, что нынешний “раздражитель” корпорации – компания Apple – создает свои замечательные продукты из “запчастей”, которые производит Samsung и никто больше.
iPhone 4S
Будем надеяться, что теперь корпорацию минуют столь страшные потрясения, с которыми она встречалась в своем прошлом, хотя отдельные небольшие встряски не помешают и пойдут только на пользу.
Хорошим примером готовности к переменам стало изменение (в 1993 году) логотипа компании, на котором ранее были изображены те самые три красных звездочки (правда, не пятиконечные). Нынешний эллипс с вписанным внутрь названием считается одним из самых удачных логотипов. В нем есть сплав общемировых и корейских традиций, эллипс “символизирует мировое движение в пространстве, выражая идею постоянного обновления и совершенствования”.
А может быть, это форма рисового зерна, с которого и началась корпорация Samsung?
Комментарии
10 comments
Комментировать
Миша Ибрагимов | Nov. 5th, 2011 11:43 am (UTC)
grace888 | Nov. 9th, 2011 08:16 pm (UTC)
Боевая электроника.
(Anonymous) | Nov. 13th, 2011 11:23 am (UTC)
andrei_boroda | Nov. 16th, 2011 02:44 pm (UTC)
axr | Nov. 18th, 2011 05:19 am (UTC)
кстати, все повторяется! нужен был китаю рисовый самогон - поднялся samsung, нужен газ - газпром не унывает )
andrei_boroda | Nov. 18th, 2011 09:43 am (UTC)
(Anonymous) | Nov. 17th, 2011 05:44 pm (UTC)
otec_ioan | Nov. 17th, 2011 07:50 pm (UTC)
vovan86x | Nov. 23rd, 2011 01:36 pm (UTC)
aurgreen | Dec. 15th, 2011 06:46 pm (UTC)
10 comments
Комментировать