Темы

  • Специальное
  • Познавательное
  • Развлекательное
  • Пространные заметки
  • Все темы
21 ноябряКомментировать

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

Текст: Илья Воронин

Инструменты, перевернувшие и процесс создания музыки, и саму музыкальную индустрию.

В одном из своих ранних интервью один из детройтских техно-визионеров, Хуан Аткинс, как-то бросил хлесткую фразу: «Для кого-то, я думаю, слово “синтезировать” означает “копировать”. Для меня же это слово является синонимом слова “творить”». Не секрет, что вся современная музыка создается при помощи электронных машин и компьютеров. В истории музыки, особенно в последние десятилетия, технологический прогресс играл всевозрастающую роль. Появились даже целые жанры и музыкальные направления, целиком и полностью основанные на технологических достижениях. Мы постарались отобрать несколько музыкальных инструментов, которые оказали самое серьезное влияние на все последующее развитие музыки, как область человеческой деятельности.

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

ROLAND TB-303

В 1982 году японская корпорация Roland представила свою новинку – синтезатор под названием TB-303 Bass Line, первые буквы которого были простой аббревиатурой от «Transistorized Bass» (то есть «транзисторный бас»). Инженеры компании разработали этот синтезатор в помощь тем музыкантам для записи своих демо, или же создания грубых набросков песен, которые они могли проиграть представителям звукозаписывающих компаний, и, если все складывалось удачно, то звуки TB-303 впоследствии заменялись «настоящими» инструментами. Другой целевой аудиторией для Roland стали гитаристы, у которых рядом не было настоящего, живого басиста, а, по замыслу инженеров, TB-303 мог быть использован в замену. Неизвестно почему, они решили именно так, но звучание «триста третьего» совершенно не похоже на звучание бас-гитары. Те, кто уже купил этот синтезатор, разочаровывались в его плоском механическом звучании, и стали сдавать синтезаторы в ломбарды и комиссионки. Спустя 18 месяцев после начала продаж, выпустив примерно 10.000 таких синтезаторов, корпорация Roland прекратила производство TB-303.

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

Скорее всего, этот синтезатор был бы всеми благополучно забыт, но судьба распорядилась по-другому. Вряд ли чикагский диджей и музыкант Эрл Смит, покупая TB-303 в 1985 году в одном из чикагских магазинов поддержанных товаров, думал, какие последствия эта покупка спровоцирует. Вместе со своим другом, Натаниэлем Джонсоном, который тоже был диджеем и выступал под псевдонимом DJ Pierre, они засели дома изучать этот аппарат, вовсю играясь ручками «Resonance», «Decay» и «Cut Off Freq». Разобравшись, Натаниэль спрограммировал бас-линию и нажал кнопку «Run», а затем вывернул на максимум все ручки на аппарате. Синтезатор взорвался отчаянным верещанием, какими-то чужеродными писками, в буквальном смысле нечеловеческим звучанием.

Получившийся результат они записали на кассету и отнесли в знаменитый чикагский клуб Music Box, одному из главных диджеев города – Рону Харди. Харди быстро послушал их кассету и чуть ли не сразу поставил во время вечеринки. Но людям на танцполе эта какофония совершенно не понравилась. Но Харди был человеком настойчивым и поведение публики знал хорошо. Через несколько часов он вновь завел этот трек, но люди вновь разошлись. Только на третий раз, часам к пяти утра, когда Харди в третий раз поставил этот трек, люди распробовали совершенно новое звучание, а этот трек стал одним из гимнов Music Box, в народе получивший название «Кислый трек Рона Харди» (Ron Hardy’s Acid Track). Правда, официальное название трек получил чуть позже – Acid Trax, а Натаниэль со Смитом назвались проектом Phuture. Сам трек, который впервые был построен на этом весьма специфическом звучании, положил начало совершенно новому музыкальному жанру – эйсид-хаусу. Этот инструмент, и, особенно, это звучание прочно вошло в ДНК всей электронной музыки, породив массу поклонников и массу подражателей, а сама корпорация Roland, видя такую революцию, впоследствии даже выпустила обновленные устройства под общим названием Groovebox.

ROLAND TR-808

Корпорации Roland явно не везло. Несмотря на то, что именно она является одна из первых, разработавших и пустивших в серию концепцию программируемых драм-машин, лидерства (по крайней мере, на старте) она в этом не добилась. Изначально, TR-808 (TR от «Transistorized Rhythm» или «Транзисторный ритм») создавалась с расчетом на создание демо-треков для профессиональных музыкантов, о чем свидетельствовала высокая цена аппарата ($1.195). Однако это устройство в профессиональной среде не получило должного признания. И дело здесь было даже не в цене. Вышедшая на несколько месяцев раньше драм-машина «LinnDrum» американской компании Linn стоила еще дороже (целых $ 5.000). Но главное: она обладала значимым конкурентным преимуществом – в этой машине использовались цифровые сэмплы ударных, в то время как TR-808 была полностью аналоговым устройством.

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

Из этого следовало, что TR-808 не могла создать ощущение ударной установки (в отличие от «LinnDrum»), а рецензенты из профильного журнала Keyboard Magazine звучание TR-808 сравнили с марширующими муравьедами. И если профессиональные музыканты аппарат полностью проигнорировали, в нарождающихся молодежных субкультурах устройство стало пользоваться большой популярностью. Так, в 1982 году в Нью-Йорке Артуром Бейкером и Африкой Бамбатой был записан мощнейший трек «Planet Rock», заложивший предпосылки для появления и формирования хип-хопа, техно и электро. Чеканящий и немного плавающий ритм был спрограммирован как раз при помощи TR-808, как вспоминал потом сам Бейкер, «во многом из-за того, что настоящий ударник нам был не по карману».

Гаджеты, изменившие музыкальный мир
Артур Бейкер

Правда, это совершенно не убедило японскую корпорацию не останавливать производство. В 1983 году производство этой драм-машины было прекращено. Но тем 12,000 устройствам, которые уже были выпущены, еще только предстояло участие в формировании новой музыкальной истории.

Молодые чикагские (реже детройтские) диджеи и музыканты были бедны, как бывают бедны все молодые люди. Именно поэтому, чаще всего, свои аппараты они покупали либо в складчину, либо поддержанные. Один из чикагских диджеев, Джесс Сондерс, купив себе поддержанный аппарат, нашел ему нестандартное применение: он стал использовать его во время своих диджейских выступлений, превращая его в некое подобие «живого» выступления. Вслед за ним этот аппарат стали использовать и другие диджеи (из которых самым известным был житель Детройта, Джефф Миллз).

Гаджеты, изменившие музыкальный мир
Джефф Миллз

Именно при помощи TR-808 была записана вся классика хаус-музыки, а звучание этой машины было многократно сэмулировано, пытаясь воссоздать то ощущение плавающего ритма. Новому поколению электронных музыкантов звучание TR-808 совершенно не напоминало «марш муравьедов», скорее даже наоборот – благодаря своей аналоговой природе ритм никогда не был точно прямым, из-за чего, само по себе, в ритме, возникало ощущение грува.

Что такое грув?
Грув (от английского groove) – слово, а точнее уже термин, у которого в русском языке практически нет точных аналогов. Кто-то попытается подставить на замену слово «кач» и будет максимально близок к точному переводу. Грув – это, грубо говоря, ритмический рисунок, красота которого держится не на барабанных брейках, а на каком-то общем ощущении. Когда в музыке есть грув, то профессиональные музыканты обычно говорят, что музыка «качает». Обычно, ощущение грува возникает из-за соотношения между долями, именно поэтому некоторые электронные музыканты так любят аналоговые электронные инструменты. Наличие грува, скажем, в танцевальной музыке чрезвычайно важно – без этого танцевальная музыка никакая не танцевальная. Именно поэтому музыканты, работающие в разных жанрах танцевальной электронной музыки, охотятся за аналоговыми электронными инструментами и барабанными рисунками со старых пластинок с фанком, диско и джазом.

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

Само слово “groove” буквально можно перевести как “борозда”. То есть та борозда, по которой движется игла на виниловой пластинке - это groove, а то, что она в итоге воспроизводит, может быть “груви”, а может и нет.

TECHNICS SL 1200

За те тридцать с лишним лет, пока проигрыватели виниловых пластинок (в народе просто получившие название «вертушки) серии SL 1200 от компании Technics находились в производстве, менялось мироустройство, рушились и возникали империи, перекраивалась карта мира, возникали и отмирали многочисленные молодежные субкультуры и музыкальные жанры. Неизменным оставалась лишь конструкция вертушки, которая своей устойчивостью напоминала танк и была известна своим чрезвычайно долгим сроком службы.

Гаджеты, изменившие музыкальный мир

Казалось бы, каким образом обычный проигрыватель пластинок мог оказать какое-то влияние на музыкальный прогресс? Однако именно благодаря свойствам этой вертушки возникло целое диджейское искусство под названием «турнтаблизм», а первыми людьми, которые оценили все технические прелести и простоту этого устройства, стали нью-йоркские хип-хоп-диджеи, вроде Grand Wizard Theodore и Аfrica Bambaataa , подходившие к работе с вертушками с большей долей творчества. Скажем, именно благодаря технической конфигурации SL 1200 появилась возможность делать «скрейтчи» и другие диджейские фишки, которые за эти тридцать лет уже прочно вошли в музыкальную культуру. Выдержав пять незначительных модификаций и просуществовав более тридцати лет, в 2010 году полностью было свернуто их производство.

Читайте в следующей части:
Зачем синтезаторам яркий цвет, как известный инструмент повлиял на один из важнейших альбомов последних двадцати лет, смех стал мелодией, и почему не нужно гнаться за прогрессом.

Фото: Fotobank.ru/Getty Images

Tags: a-articles, b-info, livejournal, гаджеты, музыка
  • Tweet
Теги:
livejournal
гаджеты
музыка

Читайте ещё

Комментарии