Эволюция звукозаписи
История звукозаписи от Эдисона до наших дней.
Всего лишь за сто с небольшим лет человечество прошло путь от фонографа до современных цифровых технологий и революционных форматов сжатия. Путь был непростым, но безумно интересным.
Забавный факт – самыми первыми звуковоспроизводящими устройствами являлись музыкальные шкатулки, на основе которых и строилось дальнейшее развитие современной техники.
При изготовлении шкатулок использовался крутящийся цилиндр с насечками. По мере своего вращения они цеплялись за металлические волоски, благодаря чему и издавалось звуковое сопровождение. Однако это было очень и очень давно.
Томас Эдисон
Различные механические музыкальные инструменты не могли дать возможности воспроизведения человеческого голоса. В этой связи было необходимо принять инновационное техническое решение, в котором немалую роль сыграли известные деятели науки Шарль Кро и Томас Эдисон. В 1877 году француз Кро подал в Академию наук подробное описание аппарата, позволяющего воспроизводить и записывать речь – «палефон». Однако ему не суждено было появиться на свет – никто не захотел спонсировать проект.
Совсем в другом русле развивались дела у Эдисона. Ученый совершенно случайно попробовал запеть над диафрагмой телефона, когда работал над его улучшением. В этот момент к ней была припаяна стальная игла, которая в результате колебаний пластинки уколола Эдисону палец. Томас задумался над тем, будут ли воспроизводиться колебания иглы, если ею провести еще раз по такой записи.
Изобретатель не стал медлить и создал невиданное прежде устройство, отдав свои разработки механику Джону Крузи. «Говорящая машина» (такое имя дал Эдисон своему изобретению) была оценена ученым всего в $18. Принцип действия фонографа заключался в передаче звуковых колебаний голоса на поверхность вращающегося механизма, покрытого оловянной фольгой. Это совершалось при помощи острия стальной иглы со стальной мембраной (позволяла улавливать звуки).
К сожалению, конструкция фонографа не давала возможности получить качественное воспроизведение. В связи с этим Эдисону приходилось регулярно вносить множество изменений в конструкцию, а после – и вовсе попытаться создать нечто новое, так как фонограф, как оказалось позже, представлял собой тупиковую ветвь в развитии индустрии записи и воспроизведения звука.
Граммофон
Позже роль движителя прогресса в области звукозаписи взял на себя Эмиль Берлинер, получивший в 1887 году патент на изобретение граммофона, в котором в качестве носителя звука использовались круглые пластинки. Первые и не особо удачные попытки в создании аудионосителя проводились над стеклянным диском, покрытым сажей. Однако, несмотря на готовность общества использовать его устройство с носителем в виде стекла с пропечатанной записью, он не остановился на достигнутом. Очень скоро Эмиль отказывается от диска с сажей и начинает использовать цинковый диск, покрытый тонким слоем воска. Запись на нем процарапывалась острой иглой, после чего диск подвергался травлению в хромовой кислоте.
Берлинер стал первым человеком, который понял необходимость копирования записи с матрицы (оригинала), благодаря чему появилась возможность тиражирования. После упорных трудов ему, в 1988 году, удалось создать первую копию грампластинки из целлулоида. Одновременно с этим Берлинер работал и над усовершенствованием своего граммофона. Он понимал, что ему нужно увеличить не только число любителей грампластинок, но и рынок сбыта. В 1897 году он вместе с Джонсоном открыл в США первую в мире фабрику, которая изготавливала пластинки и граммофоны. К 1902 году компании удалось реализовать более 4 миллионов пластинок.
Примечательно, что в России на оборудовании компании, которую организовал Берлинер, в 1902 году были сделаны первые восемь записей легендарного Шаляпина.
На протяжении своего существования граммофон не избежал и корректной модернизации. Уже в 1907 году Кеммлер разместил громоздкий рупор внутри устройства, назвав свое изобретение патефоном - аппарат стал значительно мобильнее и проще в транспортировке.
Впоследствии (после середины ХХ века) устройство Кеммлера было полностью вытеснено более современными и совершенными электропроигрывателями, которые «понимали» практичные и легкие виниловые диски. Винилы изготавливались из винилита (полимерного материала). Благодаря этому снизилась скорость проигрывания, а длительность звучания увеличилась до получаса.
Магнитная запись
Вальдемар Поульсен, видя весь прогресс в звукозаписывающих устройствах, предложил альтернативу игле – магнит. В 1898 году ему удалось получить патент, когда он провел перед огромным залом эксперимент, где стальная проволока выступала в качестве носителя. Принцип его аналоговой записи звука заключался в подаче сигнала усилителя, в результате чего происходило намагничивание носителя в соответствии со звуковым сигналом. Теперь носитель уже проходил вдоль воспроизводящей головки, которая инициировала слабый электрический сигнал, передававшийся на динамик. Фриц Пфлеймер в середине 20-х годов прошлого века запатентовал в Германии магнитную пленку. Поначалу сама лента была изготовлена на бумажной основе, и лишь спустя 4 года в качестве материала стал использоваться полимер.
В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма AEG, которая прекрасно себя чувствует и сегодня, запустила в серийное производство первое студийное устройство магнитной аудиозаписи для радиовещания. Устройству было дано название «магнетофон» («магнитофон» в русском). В результате модернизации устройства появился принцип высокочастотного подмагничивания, который был предложен в 1940 году Вебером. Благодаря этому качество звука было значительно улучшено.
В конце 50-х годов появились первые кассеты. А первый кассетник с функцией записи был создан компанией Phillips в 1961 году. Однако пик развития выпал на долю компании Sony и ее плееров Walkman в 1979 году. Теперь человек с плеером не мешал окружающим, поскольку мог слушать аудиозаписи в наушниках. Ну а серия Walkman, надо полагать, в представлении не нуждается.
Наши дни: цифровое решение
Быстрое развитие компьютерных технологий в начале 80-х годов привело к возможности хранения и считывания информации в цифровом виде с соответствующих носителей. На этом этапе было две пути развития звукозаписи и хранения. Сначала появился и получил широкое распространение компакт диск, запись на который производилась благодаря тонкому красному лазеру (AudioCD).
Немного позже, когда появились вместительные жесткие диски, в массовое распространение проникли плееры, которые позволили воспроизводить сжатые аудиозаписи. В результате в начале XXI века компакт-диски оказались под угрозой исчезновения, так же, как это произошло с грампластинками и кассетами.
Сегодня процесс звукозаписи осуществляется благодаря многочисленным специализированным устройствам. Диктофоны из кассетных превратились в цифровые, а микрофоны, внедренные в мобильные устройства и музыкальные плееры, позволили производить аудиозапись каждому их обладателю в любом месте и в любое время в форматах WMA, OGG и MP3.
На сегодняшний день мы можем наблюдать как активное развитие существующих, так и появление множества новых технологий звукозаписи. В условиях современности данный процесс идет фантастическими темпами и можно с уверенностью сказать, что точку ставить еще рано.
Комментарии
2 комментария
Комментировать
Руслан Черкасских | 13 Окт, 2011 12:06 (UTC)
Valdis Kukharskiy | 14 Окт, 2011 13:11 (UTC)
Ну а по теме.... Где революция? Хотим новый "айпод" ( не обязательно от Apple), чтобы такое же революционное, стильное и доступное.
2 комментария
Комментировать