Формула-1 как двигатель прогресса. Часть 2
Во второй части рассказа о достижениях разработчиков Формулы-1 представляем технологии, которые были позаимствованы для использования в других сферах жизни.
Во второй части рассказа о достижениях разработчиков Формулы-1 представляем технологии, которые были позаимствованы для использования в других сферах жизни.
В 2003 году болид Михаэля Шумахера загорелся во время дозаправки, после чего инженеры задумались о создании специальных колпаков, которые повысили бы безопасность пит-стопов за счёт сведения к минимуму вероятности протечек топлива. Помимо этого, колпак предотвращает попадание в бак пыли и других микрочастиц, чем продлевает жизнь двигателя.
Шины болидов производятся из мягкой резины, обеспечивающей наилучшее сцепление с трассой, а протекторы обеспечивают быстрое избавление от влаги. Использование этих идей помогло в разработке специальной водонепроницаемой обуви для работы во влажной среде. Как свидетельствуют результаты исследований на стройках в Великобритании и США, значительно сократились случаи травм среди рабочего персонала вследствие скольжения на мокрой поверхности.
Так называемый «монокок» из углеродного волокна делает болид прочным, но в то же время лёгким. В Великобритании идею монокока было решено использовать в конструировании инвалидных колясок. Это стало революцией в технологии производства колясок, которые стали на порядок легче и прочнее.
Кабина пилота Формулы-1 проходит 15 различных испытаний, и только после этого признается годной для использования. Обеспечение безопасности важно не только при проведении гонок, но также, например, в работе скорой помощи. Модифицировав кабину пилота, разработчики получили безопасную и лёгкую капсулу для транспортировки больных младенцев, которая занимает значительно меньше места, чем традиционные носилки.
Каждая деталь болида изготовляется с учетом трёх факторов — лёгкий вес, прочность и долговечность. Теми же качествами должны обладать космические объекты, напичканные хрупким компьютерным оборудованием. Поэтому при разработке спутника Beagle 2, отправленного в космическое пространство с целью поиска признаков жизни на Марсе, была использована та же пластмасса, что и в выхлопной системе болидов Формулы-1. Тесты показали, что она выдержит самую жёсткую посадку на скалистой поверхности Марса.
Ещё одним примером сотрудничества разработчиков болидов и технологов космической отрасли стал спутник Hinode, который вывел на орбиту телескоп для исследования влияния Солнца на погоду на Земле. Для максимального снижения веса телескопа он был изготовлен из тех же материалов, что и болиды «Королевских гонок». К тому же их использование сократило риск поломок и повреждения дорогостоящего оборудования.
6 марта 1981 года навсегда войдет в историю, ведь в этот день конюшня McLaren представила болид, ходовая часть которого была изготовлена из углеродного волокна. Автором изобретения был инженер Джон Барнар, который сегодня, объединив усилия с дизайнером Теренсом Вудгейтом, занимается разработкой мебели. Три года назад они презентовали стол из углеродного волокна, который при длине в четыре метра имеет толщину всего в 2 миллиметра.
Углеродное волокно, обеспечивающее лёгкость, прочность и устойчивость болида, сегодня находит самые неожиданные способы применения. В частности, дизайнеры интерьера используют его для оборудования лестниц в деловых центрах. Толщина ступеньки составляет всего 4 миллиметра, но зато она в состоянии выдержать давление в 100 раз превышающее её собственную массу.
Замена покрышек или дозаправка горючим во время гонки занимает считанные секунды. Нельзя терять время, ведь на финише каждая сотая доля может оказаться решающей. Поэтому действия технического персонала выверены и согласованы до малейших деталей. К их опыту решили приглядеться доктора госпиталя Great Ormond Street. По их словам, после практических занятий с техниками Формулы-1 они стали действовать более согласовано, а число ошибок при транспортировке больных или в других ситуациях, требующих слаженных действий, значительно сократилось.
Комментарии
1 комментарий
Комментировать
Eugene Zyk | 13 Окт, 2011 11:11 (UTC)
Как вариант, можно написать про системы компьютерного моделирования CFD, которые вполне могут заменить реальные тесты и испытания в аэродинамической трубе (по словам Фоменко - директора инженерного департамента команды Формулы-1 Marussia Virgin Racing). Ну и насчёт телеметрии - получении информации о состоянии различных систем, узлов и механизмов в режиме реального времени, а также почему-то совсем ничего нет про аэродинамику - а ведь аэродинамика является чуть ли не главной в болиде :)
1 комментарий
Комментировать