Формула-1 как двигатель прогресса
Уже не первый год технологические разработки Формулы-1 применяются военными, медиками и даже рыболовами.
Уже не первый год технологические разработки Формулы-1, экспортируясь в другие сферы, с успехом применяются автолюбителями, военными, медиками и даже любителями рыбалки.
Гонки в классе Формула-1 являются самыми популярными среди любителей автоспорта. Многие скептики, в свою очередь, не признают в них спортивных состязаний, считая, что Формула-1 является ничем иным как соперничеством технологий. Не вдаваясь в детали этого кажущегося вечным спора, предлагаем изучить список предметов, производство которых было налажено на основе разработок в Формуле-1.
Во время гонки механики и инженеры получают информацию о болиде со встроенных в него датчиков, что позволяет постоянно обеспечивать оптимальное функционирование машины. Одна из британских компаний использовала систему электронного мониторинга для создания тренировочного велосипеда. Доселе замерять данные спортсменов было возможно только на велосипедных тренажерах. Зато с 2009 года сбор данных можно осуществлять с шоссе или трека.
Малейшие отклонения в уровне давления шин могут стоить первого места в гонке. Поэтому у каждой конюшни есть специальные индикаторы, сигнализирующие о состоянии шин, повышая безопасность и скорость болидов. В последние годы эту технологию стали применять и на обычных автомобилях, что позволило сократить число ДТП. Индикаторы выявляют любые проблемы с шинами сразу после включения зажигания.
Пилоты Формулы-1 выходят внешне невредимыми из визуально страшных аварий. Секрет заключается в ударостойких материалах, используемых в производстве болидов. Такие, как показано на фотографии, могут выдерживать даже удары осколков после взрыва. С недавних пор эти материалы стали использоваться в военной промышленности с целью повышения безопасности военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях.
Для обеспечения максимальной скорости необходимо идеальное сцепление болида с трассой. Для нейтрализации колебаний на нервной поверхности были созданы гидравлические думперы. Применение этой технологии нашли в США, где на ее основании разработали специальные наколенники, сокращающие риск повреждения. Теперь их используют морские пехотинцы, которые часто получали травмы, стоя на надувных скоростных лодках. Ведь каждый раз, когда лодки соприкасаются с водой, колени пехотинцев испытывают такую же нагрузку, как если бы они прыгали с высоты двух с половиной метров.
Точное измерение рабочих показателей болида может в итоге принести миллисекундное преимущество на финише гонки. В Формуле-1 разработаны сверхточные телеметрические системы, за секунду считывающие 150000 замеров с 200 датчиков, расположенных на болиде. Информация анализируется специалистами, которые по ходу гонки принимают решения по внесению изменений в какие-либо параметры. Достижения разработчиков Формулы-1 легли в основу создания телеметрической системы, при помощи которой врачи получают информацию о состоянии пациента. Таким образом, доктора могут удаленно следить за состоянием больного и даже вносить изменения в курс лечения.
Начиная с 1998 года в шинах болидов Формулы-1 стали делать глубокие желобки, чтобы уменьшить сцепление резины с трассой и, как следствие, заставить пилотов, исходя из соображений собственной же безопасности, сбрасывать скорость на поворотах. Любопытно, что этот принцип стали использовать при производстве рыболовной лески. Теперь у нее не гладкая, а гофрированная поверхность. Благодаря этому уменьшилось трение лески об удочку, за счет чего рыболовы могут выбрасывать крючок дальше и точнее.
Современная технология махового колеса, которая была внедрена в болиды в 2009 году, позволяет сохранять энергию, которая в других условиях была бы потеряна. Речь идёт о 600 кДж, то есть энергии достаточной для разгона обычного легкового автомобиля до скорости 74 км/ч без использования даже капли горючего. Крупные автогиганты уже заинтересовались новинкой, которая может на треть сократить потребление горючего и выхлопов CO2.
Болиды оборудованы специальным магнитным фильтром, который улавливает в горючем металлические частицы, предупреждая неожиданные поломки и сбои в работе двигателя. Разработчики нашли способ использований этой технологии для фильтрации ржавчины и шлама в локальных системах отопления. Благодаря этому уменьшается риск засорения труб и увеличивается эффективность работы котлов. Специальный магнитный фильтр необходимо закрепить непосредственно на соединении трубы с котлом.
Многие разработчики с целью улучшения качества своей продукции обращаются к опыту Формулы-1, которая всегда находится в авангарде технологического прогресса. Система диагностики Ovei помогает врачам собрать всю нужную информацию о пациенте. Но проектирование капсулы было отнюдь не простой задачей, поэтому Ли Маккормак обратился за помощью к коллегам из автоспорта. У них он перенял идею использования в конструкции капсулы углеродного волокна, а также секрет сохранения нормальной температуры в герметичной капсуле, напичканной различным оборудованием.
Комментарии
3 комментария
Комментировать
Eugene Zyk | 8 Окт, 2011 06:56 (UTC)
П.С. Что-то подобное в статье есть, но там почему-то указан 2009 год, и написано про маховик... хотя я не представляю как он там может сохранять энергию )))
Михаил Сигов | 8 Окт, 2011 08:44 (UTC)
Eugene Zyk | 8 Окт, 2011 20:14 (UTC)
3 комментария
Комментировать