Интернет на борту самолета
Вы сидите в самолете, и вас ждет восьмичасовой перелет? Проверьте, может быть, на борту работает WiFi.
Вы сидите в самолете, и вас ждет восьмичасовой перелет? Проверьте, может быть, на борту работает WiFi.
Длительные авиаперелеты всегда утомительны. И если 4 часа лета из Москвы до Лондона или Парижа можно вытерпеть без проблем, то полдня лететь в Нью-Йорк или Сингапур становится очень скучно. 10-11 часов в экономклассе с перерывом на еду, кофе и сон – это уже слишком. Заняться все это время по сути нечем. Можно почитать, посмотреть фильм на iPad или малютке-экране, выдвигающемся из потолка. Но любой перелет перестает казаться скучным, когда на борту есть интернет. Вы наверняка знаете, что попытки обеспечить пассажиров высокоскоростным доступом в Сеть предпринимаются уже не первый год. Но многие до сих пор не в курсе, что некоторые авиакомпании добились в этом определенных успехов и на многих рейсах использовать интернет можно почти также, как и на земле.
Но для начала - небольшой экскурс в историю. Как вы знаете или догадываетесь, беспроводной доступ в интернет тесно связан с мобильной связью. Так вот, мобильная связь на борту самолета долгое время была разрешена. Правда, в те времена мобильные телефоны были атрибутом деловых людей, стоили дорого и встречались не так часто. Запрет на использование сотовых телефонов в самолетах был введен в 1991-м году, совпав, таким образом, с резким ростом их популярности.
Первое серьезное наступление сторонников связи на борту началось вскоре после введения запрета. В середине 90-х годов начали проводиться исследования возможного влияния радиопередающих устройств на бортовые системы. Инициаторами исследований выступили мобильные операторы и производители воздушных судов. Как для одних, так и для других исследования имели конкретную коммерческую подоплеку.
Первые же исследования установили, что при определенных условиях мобильная связь на самом деле способна оказывать влияние на показания бортовых приборов. Правда, стоит сказать, что с тех пор наука и техника ушли довольно далеко, и мощность излучения мобильных устройств стала значительно ниже. Таким образом, каждое новое исследование находило все меньше поводов для запрета. Стремительное развитие технологий и популяризация мобильных устройств в итоге сделали запрет на пользование связью на борту пережитком прошлого.
Беспроводной интернет имеет гораздо более короткую историю, чем мобильная связь. То же самое касается и его использования на борту самолетов. Еще несколько лет назад проблемы такого рода попросту не существовало, т.к. мобильные устройства (ноутбуки и др.) не поддерживали беспроводную передачу данных, пригодную для доступа в Сеть. Актуальной проблема стала с распространением сетей 3G и технологии Wi-fi.
Как же обстоят дела с доступом в интернет на борту самолета сегодня? Несмотря на развитие беспроводных технологий, большинство перевозчиков до сих пор не предоставляют подобных услуг своим пассажирам. Причина этого весьма банальна: соответствующее оборудование стоит достаточно дорого.
Впрочем, многие перевозчики проявили смекалку и предложили своим клиентам компромиссную услугу. Зачастую на борту установлен сервер с мультимедийным контентом (кино, музыка, клипы, картинки и проч), «раздающий» содержимое через Wi-fi. Конечно, это вовсе не Интернет, но все же лучше, чем ничего.
Первым существенным шагом в сторону популяризации интернета на борту была инициатива под названием Connexion by Boeing. Компания Boeing объявила о запуске сервиса еще в 2001-м году. Суть заключалась в установке оборудования, позволяющего оградить системы самолета от помех благодаря вынесению антенны за борт самолета и установки специальных аппаратов, которые глушат сигналы мобильных устройств, находящихся в салоне. Базовая станция, которая обеспечивает связь пассажиров с внешним миром, осуществляет трансляцию через Wi-fi или Ethernet. Скорость соединения при такой технологии может достигать 20 мегабит в секунду.
Сервис был тепло встречен авиакомпаниями, контакт с Boeing заключили многие перевозчики, в том числе Lufthansa. Стоимость услуг зависела от конкретного перевозчика, но была сопоставима с современными – в среднем, около 10 долларов за час использования. Тем не менее, в 2006-м году компания объявила о прекращении работы сервиса.
Современные системы не имеют принципиальных отличий от тех, что использовались в Boeing. Базовая станция, находящаяся на борту, получает сигнал от наземных вышек. Каждая система имеет собственную сеть вышек. Внутри самолета интернет передается посредством Wi-fi, к которому можно подключиться с любого устройства - с телефона, ноутбука, планшета или плеера.
В прошлом году «Аэрофлот» заключил договор с «Мегафоном» на установку соответствующего оборудования в нескольких своих лайнерах Airbus А321 и Airbus А330. По состоянию на 1 февраля текущего года системой был оборудован лишь один самолет, совершающий рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Милан и Мюнхен. В планах авиакомпании на текущий год – довести число «заряженных» лайнеров до нескольких. Точное их число, к сожалению, неизвестно. Зато известно, что связь осуществляется по GPRS. Скорость доступа закономерно низкая, а трафик тарифицируется по 100 кБ и стоит 44 рубля за тарифную единицу. Удовольствие крайне сомнительное, но на срочный случай сгодиться - почему бы и нет?
У иностранных авиакомпаний дела обстоят получше. Наибольших успехов добилась компания Aircell, которая в 2008-м году запустила сервис Gogo Inflight Internet. Вскоре им воспользовались American Airlines, Virgin America, AirTran Airways, Alaska Airlines и другие. Стоимость услуги для пассажиров составляет 12 долларов 95 центов при длительности полета свыше трех часов. При этом пассажиры получают полный безлимитный доступ.
Lufthansa в данный момент предоставляет нелимитированный доступ в Сеть на дальних рейсах. Сервис называется Lufthansa FlyNet и предоставляется в сотрудничестве с Deutsche Telekom. Пассажиры могут приобрести часовой пакет за €10.95 или за 3500 миль программы Miles & More (либо на 24 часа за €19.95 или 7000 миль). Сервис предоставляется совместно с компанией Panasonic Avionics и доступен только на продолжительных перелетах. Ежедневные рейсы из Домодедово во Франкфурт пока останутся без интернета.
Норвежский низкотарифный перевозчик Norwegian буквально пару недель назад сообщил, что более половины пассажиров пользуется интернетом на борту. На отдельных рейсах к сети одновременно подключается более половины пассажиров. Популярность интернет приобрел на маршруте между Осло и Женевой, вслед за ним – и на рейсах Осло—Лондон, Осло—Дубай, а также Стокгольм—Лондон и Лас-Пальмас—Стокгольм.
Примечательно, что компания начала предоставлять такую услугу лишь в феврале нынешнего года. Но самый важный момент - это совершенно бесплатно. А к концу 2012-го года Norwegian обеспечит беспроводным интернетом все свои рейсы.
Совсем недавно о появлении доступа в интернет объявила и Singapore Airlines, которая давно занимает первые строчки во всевозможных рейтингах авиакомпаний. Сейчас полным ходом идет оснащение самолетов - в первую очередь дальнемагистральных Airbus A380, Airbus A340-500 и Boeing 777-300ER. К 2013-му году Singapore Airlines планирует довести число самолетов с доступом в Сеть до 43. Стоимость услуг и максимальная скорость доступа пока неизвестны.
Главный конкурент Singapore Airlines, компания Emirates, также пока лишь строит планы. В первую очередь доступ получат пассажиры самолетов Airbus A380, а случится это не раньше середины будущего года.
Так что на данный момент есть лишь несколько авиакомпаний, предоставляющих доступ в Сеть на борту. Буквально пара перевозчиков, у которых интернет работает быстро и надежно, и невнятные попытки «Аэрофлота» подхватить мировой тренд. А прогноз такой: беспроводное интернет-счастье в полетах наступит к концу 2012-го года. А мы продолжаем внимательно следить за всеми движениями в этой области.
Ваш комментарий