Яблоневый сад
Огромная коллекция продукции Apple Андрея Антонова может превратиться в музей.
Андрей Антонов коллекционирует компьютеры Apple. Правильней сказать - старые компьютеры Apple. Еще правильней - в коллекции Андрея собраны в основном компьютеры Apple той поры, когда компания работала без своего главного вдохновителя, хотя без устройств, созданных под руководством Стивена Джобса, тоже не обошлось.
Что это за коллекция? Во-первых, это большое собрание настоящих раритетов – около сотни яблочных гаджетов разных времен: сувенирная продукция, выпускавшаяся под маркой Apple, периферия, книги, программы (в том числе и на дискетах). Во-вторых, это сами компьютеры, многие из которых в рабочем состоянии. Те, которые уже не в силах трудиться, Андрей реанимирует в свободное от основных занятий время.
Сделать из этой коллекции музейную экспозицию – дело будущего, а пока мы с Андреем сняли со старых электронно-вычислительных машин полиэтилен, вытерли пыль и решили вспомнить прошлое. С Андреем мы сразу перешли на «ты», поскольку нашли множество общих тем для разговора. Надеюсь, вас не покоробит такое обращение. В конце концов, это выдержки из беседы двух людей, слегка одержимых Apple.
OMGadget: Андрей, с чего началась коллекция?
Андрей Антонов: В 1996 году я работал в DPI (компания-дистрибутор Apple в то время), там была акция: сдай старый компьютер Apple - получи скидку на новый. Люди стали носить старье, я выкупал раритеты, которую зачастую приходилось восстанавливать. Начинали мы с коллегой, а сейчас я один. Некоторые вещи покупаю на аукционах, некоторые люди просто приносят в подарок, так что пути пополнения собрания разные. В свое время компьютеры Apple попадали в Россию разными странными дорожками – и через Индию возили, и через другие страны. Много «яблочной» техники было поставлено заводу АЗЛК («Москвичи», думаю, всем знакомы), так что некоторые образцы можно найти и в России.
OMG: Для чего они понадобились АЗЛК?
АА: В основном, использовались в офисе, да и проектировали тоже на компьютерах Apple. Было это еще в восьмидесятых годах прошлого века.
OMG: Сколько сейчас вещей в коллекции?
АА: Сложно сказать. Здесь не только компьютеры, но и периферия. Мало кто знает, что в Apple производили не только системные блоки и ноутбуки, но и цифровые камеры, не говоря уже о принтерах, мышках и так далее. Считать не имеет смысла, стараюсь сделать коллекцию максимально полной, в этом моя главная задача.
OMG: В России есть еще подобные собрания?
АА: Скажем так: есть еще люди, столь же увлеченные винтажными компьютерами компании Apple. Я ведь стараюсь, чтобы все работало, собираю ПО, специальную литературу. На Западе у коллекционеров буквально чердаки забиты техникой, там это все продавалось. У нас же, чтобы добыть некоторые артефакты, приходится постараться.
OMG: Расскажи о наиболее интересных экспонатах.
АА: Сейчас вряд ли получится достать компьютер Apple I, на аукционах он стоит бешеных денег. Последний проданный образец оценили где-то в двести тысяч долларов. Как видно, коллекционеры, готовые платить за столь редкую штуку, находятся. Да и осталось таких машинок не больше сотни. У меня есть Apple II и Apple II Plus - по сути, это первые массовые модели. В моей коллекции есть и Apple IIc со съемным экраном, этакий прообраз ноутбука. Этим компьютерам уже более двух десятков лет. Однокнопочные мышки были уже тогда - как видишь, многие типичные для Apple решения дошли и до наших дней. Хотя были и эксперименты некоторых сторонних фирм, нечто вроде ручки с шариком и кнопками, другие манипуляторы. Удалось достать и графический планшет компании, и термальный принтер – он работает, есть даже рулон специальной бумаги. Есть модем, к которому пришлось купить специальный старый телефон компании AT&T. Дисководы есть, вся периферия тоже в рабочем состоянии.
OMG: Все это было, кажется, так давно...
АА: Хотя времени прошло не так уж много. В коллекции есть очень популярный компьютер Apple Lisa-2, это вещь из 80-х годов прошлого века. В нем было множество интересных находок. Думаю, проще будет почитать самостоятельно в «Википедии». Тридцать лет назад, представляешь! Между тем вот этот компьютер, он работает: тактовая частота процессора всего 5 МГц, и этого хватало для решения очень многих задач. А в моем iPhone 4 1 ГГц. Оценить пройденный инженерами путь можно лишь на таких примерах.
OMG: Этот компьютер, Lisa, поставлялся в Россию?
АА: Официально нет, тогда действовали ограничения со стороны США. Но окольными путями их привозили. Мало того, была локализована операционная система на русском языке. Делали ее местные умельцы и энтузиасты на АЗЛК. После «Лизы» появился первый и уже знакомый многим хотя бы по названию компьютер - Macintosh. Современные MacBook взяли корень именно из этого слова. Новшеств в «Макинтошах» было очень много.
OMG: У тебя есть и ноутбук из тех времен?
АА: Да, огромный монстр, известный тем, что побывал в космосе. Смешно, но назывался он Macintosh Portable, весил семь с лишним килограммов, размеры можешь оценить самостоятельно. В передней части есть ручка для переноски, как у штурмовой винтовки. Работал около десяти часов от батареи, на что даже сейчас не все ноутбуки способны. Конечно, и подобные размеры ушли в прошлое. Обрати внимание, что в Apple делали и мониторы; в моей коллекции есть интересный «перевертыш» для полиграфистов, на экране которого как раз помещается лист A4.
OMG: Твоя любовь к Apple связана с какими-то особенностями этих компьютеров?
АА: Интересно получилось: в конце восьмидесятых я занимался Windows, но мне больше нравился и нравится интерфейс операционных систем Apple. Тут дело даже не в любви, это скорее вопрос личных предпочтений. Те, кто используют «маки» ежедневно, могут многое сказать о простоте использования и других плюсах. Хотя я бы не стал превращать собственные привязанности в некое поле битвы, как это происходит на форумах. Все мы разные - кого-то устраивает Windows, кого-то устраивает Mac OS. Но, к слову, пользователи компьютеров Apple уже очень давно получили возможность с легкостью устанавливать на свою машину дополнительную операционную систему - сейчас на каждом «маке» есть клиент BootCamp. Нужен лишь диск с Windows и комплект драйверов из комплекта к iMac или MacBook. А вот пользователи устройств с «виндой» такой возможности лишены. А началось все еще в прошлом веке, у BootCamp существовал прообраз.
OMG: И нет вирусов.
АА: И нет вирусов, да. Скажу еще, что я работаю в полиграфии и, собственно, мой импровизированный музей находится в типографии, как ты заметил. В нашем кабинете одно время стояли системные блоки, но в итоге всех так достал шум вентиляторов, что мы решили перейти на iMac.
OMG: У тебя на руке часы с яблоком на циферблате. Что это за модель?
АА: В Apple когда-то выпускали сувенирную продукцию. Эти часы как раз один из примеров. В коллекции есть даже куртка, выпуск которой был приурочен к какому-то футбольному матчу, где компания выступала спонсором. Очки, изданные к юбилеям, книги, – произведения сотрудников Apple... Интересные вещи, за некоторыми из которых приходится гоняться на аукционах.
OMG: Никогда не слышал про игровую приставку и фотоаппарат компании...
АА: Мало кто знает, но и такие вещи выпускались. Это были своего рода попытки освоить и другие сегменты рынка. Приставка PipPin создавалась совместно с фирмой Bandai, стоила довольно дорого по тем временам и вскоре была забыта. Цифровые фотокамеры больше напоминают какие-то футуристичные приборы, но на тот момент это были по-настоящему впечатляющие гаджеты.
OMG: Андрей, какой твой любимый компьютер Apple тех времен?
АА: Не могу выделить какую-то одну модель, каждая интересна по-своему. Есть один из самых любимых, компьютер Apple, выпущенный к юбилею фирмы в 1997 году. Назывался Twentieth Anniversary Macintosh (TAM), моноблок со встроенными колонками и сабвуфером от Bose, тонкий по тем временам, очень красивый. Позволить себе такую покупку могли далеко не все - стоил он более семи тысяч долларов. Есть мнение, что это не самая удачная для Apple модель, но даже сейчас TAM впечатляет с точки зрения дизайна и звука. Мы его до сих пор в офисе используем как замену музыкального центра. Полагаю, это и есть настоящий винтаж и мечта любого коллекционера Apple.
OMG: Сейчас зачастую можно встретить старые модели компании с современной начинкой, своеобразный моддинг. Ты занимаешься этим?
АА: Нет, моя задача – сохранить аутентичное оснащение и иногда восстанавливать работоспособность. Но подвергшиеся апгрейду устройства, особенно если все сделано качественно и внешний вид компьютера сохранен, могут стоить очень дорого.
OMG: В твоей коллекции нашлось место и портативным компьютерам компании?
АА: Конечно, без Apple Newton не обошлось. Это же один из первых по-настоящему карманных компьютеров. Его с 1993-го года выпускали. У меня есть интересный образец в прозрачном корпусе; это прототип, настоящая редкость, на E-bay за ними гоняются коллекционеры.
OMG: Андрей, есть ли планы по созданию настоящего музея Apple?
АА: Планы есть, осталось только найти время, место и людей, способных помочь в этом начинании. Хотелось бы не просто куда-то поставить компьютеры, но и позволить людям поработать на них, поиграть на этой технике, дать почувствовать дух времени.
OMG: Будем надеяться, что все получится. Спасибо за интересную экскурсию!
Комментарии
54 комментария
Комментировать
Ну ёпты
full_p | 11 Июн, 2011 20:21 (UTC)
54 комментария
Комментировать