Тамагочи - 15 лет
Самая популярная игра середины 90-х – «Тамагочи» – отпраздновала свое 15-летие. Почему в Японии в нее играют до сих пор?
Девайсы с электронными питомцами, которых нужно кормить, поить и укладывать спать, существуют до сих пор. Правда, это уже совсем не те игры, в которые играли мы –10-13 лет назад. Тамагочи за эти годы стали цветными, а количество функций в них существенно выросло. Неизменной осталась только суть: возможность воспитывать своего виртуального питомца, «храня» его в простом небольшом брелоке. Выращивать можно цыпленка, котенка или хоть даже дракончика.
По случаю 15-летия своего продукта компания «Бандай» выпустила ограниченную партию сувенирных «тамагочи», которые полностью копировали самую первую версию этих игрушек.
В 1996 году это была настоящая революция. Женщине по имени Аки Маита пришла в голову идея: создать электронное «животное», которое в отличие от настоящего, везде можно будет носить с собой. При этом оно не будет напрягать окружающих своими звуками, запахами и слишком сложным уходом.
Аки Маита
При этом японцы подошли к идее создания продукта основательно и придумали перед запуском даже специальную легенду для детей. Мол, виртуальные питомцы прилетели на Землю с другой планеты. Но условия на нашей планете не подходили им для жизни. А потому профессор Микачу создал для этих существ специальные защитные скафандры, в которых они могли жить. Брелоки, которые многие из нас держали в руках впоследствии, и стали теми самыми «скафандрами».
Изначально это была игра для портативной консоли GameBoy от Nintendo. Картридж был оборудован EEPROM-памятью, маломощным процессором, динамиком и часами. Позже игрушка заработала в другой реинкарнации. На круглом дисплее брелока яйцевидной формы появилось виртуальное стилизованное существо, за которым нужно было убирать продукты жизнедеятельности, вовремя его кормить и выгуливать, вовремя укладывать спать и обучать. Если нарушать ритм жизни такого карманного «животного», оно умирало. Поэтому заботу нужно было проявлять по отношению к своему виртуальному другу своевременно. Смерть любимого виртуального друга иногда становилась трагедией и для владельцев «Тамагочи».
На этом спекулировании человеческими чувствами компания Bandai отлично заработала, продав за 15 лет порядка 40 млн своих игрушек.
Правда, всеобщее помешательство на этих игрушках длилось недолго – всего несколько лет, – а потом сошло на нет. И хотя сейчас эти игрушки до сих пор продаются, тиражи уже скромные. А на рубеже 1996-97 гг. меньше чем за 12 месяцев тамагочи стали безумно популярными в 30 странах мира, разойдясь огромным тиражом в 10 млн копий. Кроме того, Bandai отлично заработала на продаже футболок, кепок, нижнего белья с изображениями забавных существ. Она даже выпускала плюшевые игрушки.
Успех тамагочи пытались повторить другие японские компании, – например, Tiger Electronics, Playmates и Nintendo. Они выпустили собственные аналоги Giga Pets, Nano Pets, Nano Fighters и Dinky Dino, но основные «сливки» с рынка все равно сняла Bandai.
В 2004 году компания выпустила на рынок «Тамагочи плюс». У этих устройств был инфракрасный порт для того, чтобы виртуальные животные могли «общаться» друг с другом, развлекая своих владельцев. Таким образом, можно было даже устраивать соревнования: проверять, например, чей питомец быстрее ест. Кроме того, тамагочи стали разнополыми, и по мере взросления они стали даже «влюбляться друг в друга» и рожать детей, требовавших особого ухода. Но об этих игрушках знают, в основном, только в Японии.
Позже стала падать популярность и этих игрушек, и «Бандай» выпустила уже «Тамагочи ID», – эта штука позволяла при помощи мобильного телефона скачивать для своих питомцев различную одежду и другие виртуальные же аксессуары. В первой половине 2011 года таких устройств было продано 500 тыс. Но успехом эти штуки пользуются главным образом в Японии.
И только в этой стране «Тамагочи» и могли возникнуть. Дело в том, что главная японская национальная религия – синтоизм – не видит различий между неживыми предметами нашей культуры и живыми существами. Если говорить максимально упрощенно и утрированно, для японца мобильник может быть также прекрасен и «чувствителен», как и, скажем, мирно спящий на диване кот.
Если виртуальный тамагочи «страдает» от нехватки «еды», то эти страдания подлинные, а не умозрительные. Европейцы ведут себя схожим образом, когда, например, дают имена автомобилям или умоляют их завестись. Для японца подобное не повод для насмешек, а вполне привычное дело. Этим, кстати, во многом объясняется и почти всегда безупречное качество японской техники. Она для них – «живая».
Тут надо подчеркнуть, что хотя не все японцы придерживаются этой религии, она оказала на их культуру огромное влияние. Вот у нас, в России, например, не все считают себя христианами и ходят в церковь, но все едят булку и бьют яйца на Пасху, и каждый знает, что в воскресенье ничего делать «нельзя» – это, мол, обязательный выходной. Кстати, именно необычные культурные традиции японцев и объясняют интерес этой нации к разного рода робототехнике.
Ну а мы, европейцы, будем только рады, если особенности мировоззрения этой чудесной нации подарят нам новые революционные игрушки.
Комментарии
5 comments
Комментировать
rufro | Dec. 5th, 2011 12:42 pm (UTC)
vadrya_men | Dec. 5th, 2011 02:32 pm (UTC)
aringxd | Dec. 5th, 2011 03:20 pm (UTC)
vadrya_men | Dec. 5th, 2011 03:31 pm (UTC)
(Anonymous) | Dec. 6th, 2011 07:11 pm (UTC)
5 comments
Комментировать