Китаем деланный
Китайские контрактные заводы, или как бренды превращаются в Noname.
Все любят покупать дорогие вещи известных брендов. Это относится не только к одежде, обуви или аксессуарам, но и к любой потребительской электронике: телефонам, камерам, компьютерам и пр. Несмотря на страсть к известным торговым маркам, подавляющее большинство обывателей вряд ли догадывается о том, как и где все это производится.
Последние десятилетия человечество идет по пути глобализации. В узком смысле это означает, что некогда небольшие локальные компании теперь стремятся расширить свой рынок сбыта. Некоторым из них это удается, что влечет за собой появление филиалов в различных городах и странах, а также рост объемов производства той или иной продукции. В качестве примера можно привести компанию Microsoft, у истоков которой было всего два человека, а уже через несколько лет Билл Гейтс и компания открывали офисы в различных городах за пределами США, первым из которых стал Лондон. Впрочем, сегодня мы говорим об аппаратных продуктах.
Время диктует свои рыночные условия, и руководство в один прекрасный момент понимает, что дальше оставаться небольшим локальным брендом уже нельзя, иначе ждет поглощение. Тогда-то компания и начинает продвигать свою продукцию на рынки, где ее еще никто не знает. Дела идут довольно успешно, штат растет, открываются все новые и новые филиалы. Но тут на рынок приходит крупный конкурент и начинает агрессивную ценовую политику. В таком случае любой руководитель неизбежно понимает, что без снижения расходов могут настать далеко не самые лучшие времена для его компании. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно либо урезать заработок сотрудникам, что неизбежно повлечет за собой недовольство, либо снижать издержки другими методами.
На фоне таких проблем и получило бурное развитие контрактное производство электроники, которое процветает на сегодняшний день во многих странах. Основа благополучия контрактных производителей – относительно низкая заработная плата рабочих. Дело в том, что на сегодняшний день социально-экономические условия позволяют размещать заводы в таких регионах, где уровень жизни и средняя заработная плата значительно ниже, чем в странах, являющихся основными потребителями этой самой электроники. Так, многие американские компании, продающие продукцию под своими известными брендами, выпускают ее не у себя, а на этих самых контрактных производствах.
Другой причиной размещения заказов на выпуск продукции может быть жесткое экологическое законодательство, ограничивающее ту или иную отрасль промышленности или обязывающее за вредное производство платить высокие пошлины. В качестве хрестоматийного примера такого региона можно взять Китай, где выпускается подавляющее большинство потребительской электроники.
Китайская электронная промышленность располагается исключительно компактно. Для размещения заводов в стране имеется несколько территориальных зон, где это делать удобнее всего. Одной из таких является город Шэньчжэнь, который находится на юге страны, недалеко от Гонконга. Данный город, ставший таковым всего три десятилетия назад, был выбран правительством Китая в качестве особой экономической зоны с льготным налогообложением для резидентов.
Сейчас в Шэньчжэне проживает около 9 млн человек, из которых многие являются рабочими различных электронных производств. Что касается интересующих нас компаний, то здесь расположен крупнейший контрактный производитель в мире, компания Hon Hai (Foxconn), а также ряд других предприятий. На заводах Hon Hai в Шэньчжэне работает несколько сот тысяч человек, а всего на сегодняшний день штат компания насчитывает более миллиона сотрудников.
Ориентация промышленности на высокие технологии характерна для южных районов Китая. Так, другой крупный производитель Pegatron, являющийся дочкой известной многим компании ASUSTek, расположил основную массу своих производств в Шанхае, крупнейшем промышленном центре Китая, также расположенном на юге страны.
Foxconn
Мало кто задумывался, чьими руками выпускаются известные всему миру устройства вроде iPhone, iPad или Xbox 360. А ответ на этот вопрос довольно прост – продукция производится руками китайских рабочих на заводах Foxconn. В ассортимент производимых по контракту решений входят вышеупомянутые бренды, а также Sony Playstation 2 и 3, Nintendo Wii, Mac mini, а также материнские платы Intel, мобильные телефоны и смартфоны Nokia и Motorola, некоторые заказы для Hewlett-Packard и Dell.
На заводах довольно жесткие условия труда: работая по 10-12 часов в сутки, один человек получают фиксированную зарплату, которую нельзя назвать высокой. В результате в начале 2010 года среди сотрудников Foxconn прокатилась череда попыток самоубийств. Под давлением общественности руководство было вынуждено повысить оплату труда, но позже глава компании Терри Гоу публично заявил о том, что в ближайшие годы Foxconn закупит для производственных целей более миллиона роботов, снизив таким образом издержки на оплату труда.
Pegatron
Pegatron является подразделением известной компании ASUSTek. Компания была образована после реструктуризации материнской организации в 2008 году.
Изначально Pegatron создавалась именно как подразделение, непосредственно занимающееся выпуском продукции под собственной маркой. Позже, оценив возможности контрактного рынка, компания стала принимать заказы на производство «чужой» продукции. Так, сегодня здесь выпускаются примерно те же торговые марки, что и на заводах Foxconn – продукция Apple, Sony, Microsoft, Dell, Hewlett-Packard и др.
Другие
Кроме Foxconn и Pegatron в мире в целом и в Китае в частности, существует множество более мелких производителей. Для всех этих компаний характерны общие черты – невысокая заработная плата, низкие значения рентабельности и высокие объемы производства. Как это прискорбно ни звучит, но основным профицитным ресурсом в Китае является рабочая сила, которую многие компании используют как расходный материал.
Например, на сборочных производствах работают в основном молодые женщины в возрасте от 18 до 30 лет. Это обусловлено тем, что они более дисциплинированные, у них меньше амбиций и запросов, а также женщины, как правило, не пьют. Кроме того, производство электроники является очень вредным и особенно сказывается на половом здоровье мужчин.
Превращение в NoName
На закуску мы оставили краткий рассказ о том, как брендовые товары превращаются в NoName. Особо внимательные читатели могли обратить внимание, что зачастую в магазинах можно купить примерно одинаковые по характеристикам и даже внешнему виду устройства, но цена при этом может отличаться в разы. Особенно это касается различных мелочей – например, наушников. Как же такое возможно? Ведь покупая фирменную вещь, каждый из нас уверен, что платит за качество, а не за красивую наклейку. Конечно, в этом есть доля правды, но, увы, лишь доля. Ответ на вопрос очень тесно связан именно с контрактным производством. Для того чтобы понять, как происходит превращение брендов в NoName, достаточно проследить цепочку событий, связанных с выпуском той или иной продукции.
Для простоты понимания мы возьмем фирменные наушники Sennheiser. В центре разработок компании, который находится в Германии, усердно трудятся сотни инженеров, готовя спецификации новой модели наушников, призванной покорить рынок. После нескольких месяцев исследований и расчетов новый продукт готов на бумаге. Следующий этап – его выпуск. В этой ситуации руководство обращается к крупному или не очень контрактному производителю в Китае.
Sennheiser HD 800
Вся необходимая документация передается на выбранный завод, где производится крупная партия, распространяемая потом по всему миру дилерами Sennheiser. Что же происходит дальше? Контракт закончен, производство останавливается, а китайские инженеры начинают свое черное дело. За основу будущего неизвестного бренда берется уже отработанная технология, любезно предоставленная немцами. В результате, некоторые отличительные черты изменяются – и на рынке появляются новые наушники, которые практически идентичны по характеристикам тем самым Sennheiser, несколько отличаются внешне и стоят в несколько раз меньше.
Конечно, такой подход можно расценить как наглое и циничное пиратство. Тем не менее, китайский производитель выполняет все необходимые действия, чтобы закамуфлировать подделку под собственную разработку.
Комментарии
8 comments
Комментировать
Руслан Черкасских | Sep. 26th, 2011 02:35 pm (UTC)
(Anonymous) | Sep. 26th, 2011 11:48 pm (UTC)
arjanov | Sep. 27th, 2011 06:03 am (UTC)
Оборотная сторона - освоение технологии китайцами и возможности выпускать похожие продукты - детский лепет по сравнению с прибылями заказчиков, способ давления на конкурентов. Когда-то так же из послевоенных руин поднялась экономика Страны Восходящего Солнца, на сегодня одна из самых продвинутых технологически стран.
Игорь [email protected] | Sep. 27th, 2011 11:10 am (UTC)
Sakur | Sep. 28th, 2011 01:56 pm (UTC)
Sakur | Sep. 28th, 2011 02:00 pm (UTC)
haraasgay | Oct. 5th, 2011 03:25 pm (UTC)
Очень повеселил один комментарий на каком то сайте, как отличить китайский телефон (имеется в виду подделка), от оригинала? В подделке обязательно будет игра " Веселые Суши!!:))
Мой htc безнадежно сломался, нужен был на время телефон, на замену. Попался в руки NOKIA N8. Сказали не подделка! поверила ( врожденная наивность...) . Когда я пользуюсь этим телефон, мне кажется я тупею... Надо же так сделать! ни смс нормально написать, ни музыку послушать. Звонить может, но ловит плохо.
Так что сижу и играю в "Веселые Суши! (Единственное что нормально работает в этом телефоне....)
Миша Ибрагимов | Nov. 5th, 2011 07:23 pm (UTC)
8 comments
Комментировать