На чем и как зарабатывают IT-гиганты
Бизнес-модели крупнейших технологических компаний мира отличаются больше, чем принято полагать. Какие успехи и проблемы есть у ведущих IT-гигантов?
Почему Apple может позволить себе устанавливать невероятно высокую маржу на свои гаджеты? Зачем Amazon продает свои девайсы в «ноль» или даже себе в убыток? Научится ли Microsoft зарабатывать на своих интернет-проектах? И правда ли, что Google действительно «не творит зла», как заявляет в своем корпоративном лозунге?
Microsoft: плюс – Windows, минус – интернет.
Одна из самых влиятельных компаний в мире сейчас судится с Novell. Последняя обвиняет IT-гиганта в монополизме и требует с ответчика $1,2 млрд. Именно такой ущерб телекоммуникационный гигант якобы понес от того, что Билл Гейтс запретил своим сотрудникам использовать текстовый редактор WordPerfect в качестве приложения для Windows 95. По мнению тогдашнего главы Microsoft (события происходили то ли в 1994, то ли в 1996 году), это могло негативно сказаться на продажах пакета программ Microsoft Office. В итоге доля WordPerfect упала с 50% до 10%, Novell продала права на продукт и недосчиталась $1 млрд прибылей. Докажет ли телекоммуникационная компания свою правоту в суд, еще неизвестно, но с тем фактом, что Microsoft всегда обвиняли в использовании своего административного ресурса, спорить трудно.
Основной источник доходов компании – операционная система Windows. Продажи «семерки» превысили 400 млн копий. Тиражом в 100 млн экземпляров успела разойтись уже и относительно новая версия Microsoft Office 2010. Неплохие доходы генерирует подразделение Server and Tools, занимающееся реализацией продуктов Windows Server, System Center и SQL Server. За минувший год более чем на треть росли продажи приставки Xbox 360, поэтому в компании довольны тем, как функционирует подразделение Entertainment and Devices.
Но вот настоящая обуза для Microsoft – интернет-подразделение. И это при том, что компания Стива Балмера пытается переориентировать бизнес-модель на получение основных доходов именно с интернета. Пока ничего не получается: Bing приносит корпорации убытки на $1 мрд каждый квартал. За два с лишним года работы поисковика он принес потери в размере $5,5 млрд. Вот и получается, что компания из Редмонда умеет отлично зарабатывать деньги традиционным способом – продажей своих продуктов вместе с новыми компьютерами и корпоративным клиентам – но терпит полное фиаско в интернете. Причина здесь только одна – слишком долгий запуск Bing. К моменту появления этого продукта рынок интернет-поиска уже был сформирован. И подвинуть Google компании Балмера будет очень трудно. Но Microsoft сильно старается: она уже даже заключила партнерские соглашения с Yahoo и AOL – другими жертвами экспансии фирмы из Маунтин-вью. Возымеет ли это какой-то эффект, будет ясно через год-другой.
Google: Плюс – онлайн-реклама, минус – Android.
Что до Google, то у нее тоже хватает проблем. Если смотреть только на финотчеты, то все вроде бы здорово: показатели выручки и прибыли постоянно растут. Но беда в том, что интернет-гигант получает стабильные доходы пока только из одного источника – продажи онлайн-рекламы. AdWords во втором квартале 2011 года принес корпорации 69% ее доходов.
Android пока прямой прибыли не приносит, хотя в него было вложено огромное количество средств – особенно с учетом покупки компании Motorola. Платные версии онлайн-приложений Google Apps тоже больших денег не приносят. Перспективность сервиса Google Music, на котором музыка распространяется тоже за деньги, еще неизвестна: прошло слишком мало времени. В общем, пока Google зарабатывает на бесплатных услугах, «отбивая» свои расходы за счет рекламодателей.
Девиз компании – «Не твори зла». Но соблюдает ли его сам интернет-гигант? Строго говоря, не совсем. Налоговая служба США сейчас проверяет компанию на соблюдение законодательства в области уплаты налогов. Есть подозрения, что Google уводила их через оффшоры. Эта история грозит корпорации штрафом на несколько сотен миллионов долларов. Разработчики и издатели контента постоянно атакуют Google Books и YouTube на предмет соблюдения авторских прав. Пока интернет-гиганту хоть и не без труда, но удается отбиваться, но количество претензий только растет. Почтовый сервис Gmail периодически с успехом штурмуют хакеры: это заставляет многих пользователей отказываться от него. Последний громкий инцидент произошел в Китае. Проект Google Street View слишком часто обвиняют в нарушении права граждан на частную жизнь.
Наконец, Android кто только не обвиняет в нарушении патентного законодательства. И, как мы уже говорили, речь во всех этих случаях идет о проектах, которые не генерируют стабильной прибыли. Главная слабость Google – недостаточная диверсификация бизнеса.
Apple: плюс – высокая маржа, минус – обилие конкурентов.
Эта компания недаром стала крупнейшей в IT-отрасли: армия ее фанатов будет покупать «яблочные» гаджеты, кажется, при любой цене. Маржа Apple с каждого iPad, например, составляет 100%, от iPhone – 60%. Вдобавок у компании из Купертино собственная сеть продаж, а потому она не тратится на 15%-ную долю выплат стороннему ритейлеру. Те же конторы, которые распространяют гаджеты Apple на партнерских условиях, ничего к ценнику, выставленному в Купертино, не добавляют. Они мечтают заполучить себе право на продажи устройств с надкусанным яблоком только для того, чтобы привлечь дополнительных клиентов в свои магазины. В общем, секрет успеха Apple – отличная наценка на свои продукты. Если кто не знает, App Store и iTunes не приносят прибыли – они нужны гиганту только для того, чтобы для ее гаджетов существовала лучшая в мире экосистема.
Но не стоит думать, что у Apple все так безоблачно. Так, компания, если верить Gartner, уже утратила лидерство на рынке смартфонов. Сейчас там с 52,5-процентной долей доминирует Android. iPhone контролирует же только 15% рынка. Корейские и тайваньские производители электроники делают все более достойные альтернативы компьютерам, планшетам и телефонам Apple. Особенно продвинулась в этом деле компания Samsung. Для более успешной конкуренции ей мешают только непомерные аппетиты по части цены.
На рынке телевизионной техники Apple TV не завоевала абсолютно никаких заметных позиций. iPad мало-помалу тоже теснят конкуренты: он удерживает уже не 90-95% рынка, как год назад, а только около 80%. Наконец, Microsoft жаждет реванша и в следующем году обещает сногсшибательную Windows 8. Да и Windows 7 смогла стать самой быстропродаваемой операционной системой корпорации в ее истории.
The New York Times сделала недавно пессимистичный прогноз в отношении будущего Apple. Эксперты, опрошенные газетой, говорят, что заряда «бодрости», заданного Стивом Джобсом, хватит компании еще от силы на два-три года, а потом Apple может превратиться из безусловного лидера и образца для подражания в обычного сильного производителя электроники.
Amazon: плюс – продажи контента, минус – сильные конкуренты.
В отличие от Apple, основатель Amazon Джефф Безос верит в принципиально другую бизнес-модель. Он предпочитает продавать электронные устройства по цене, близкой к себестоимости, а то и ниже ее. Аналитики из компании IHS, в частности, говорят, что себестоимость Kindle Fire составляет почти $202, а продает он за $200. Эксперты из DisplaySearch прогнозируют, что гаджет разойдется тиражом в 6 млн экземпляров уже до конца года. Зарабатывает Amazon на продажах контента. Компания торгует электронными книгами, музыкой, пространством на своем «облачном» сервисе. И довольно успешно: «тиражи» цифровых книг в структуре продаж компании недавно превысили таковые у книг печатных.
Слабость Amazon – в огромном уровне пиратства и в том, что едва ли не каждую неделю у нее появляются новые конкуренты. Зарабатывать на том же, на чем зарабатывает Amazon, стараются уже и Google, и Apple, а их бренды намного сильнее. И это делает позиции компании неопределенными в долгосрочной перспективе.
Вдобавок у корпорации периодически возникают проблемы в отношениях с профсоюзами: ее менеджмент обвиняют в том, что он относится к свои специалистам как к дешевой рабочей силе. Дурная слава мешает Безосу и компании привлекать в свою команду лучших программистов и инженеров.
Комментарии
2 comments
Комментировать
Евгений Аксёнов | Nov. 30th, 2011 04:21 pm (UTC)
И подскажет кто-нибудь зачем они купили YouTube? Ооочень же дофига денег потратили. Рекламы я невижу, оборудование стоит столько, что трудно представить. И как сказано в статье постоянные нападки с авторскими правами.
Про KindleFire (продают дешевле реальной цены) дела далеко не новые. У Сони с PSP и PS3 всё аналогично. У наркодиллеров технику подсмотрели Х) Ну кто будет брать консоль без постоянных покупок новых игр? Кстати дорогих.
(Anonymous) | Dec. 2nd, 2011 10:06 am (UTC)
2 comments
Комментировать