Темы

  • Специальное
  • Познавательное
  • Развлекательное
  • Пространные заметки
  • Все темы
20 маяКомментировать

Пэк-мэн - дамский угодник

Текст: Илья Воронин
Иллюстрации: Федор Миллер

История Pac-Man, самого известного в мире игрового персонажа.

Чтобы хоть как-то запомниться, современные видеоигры пускаются во все тяжкие – одни только маркетинговые бюджеты порой составляют астрономические суммы. Но давно известно, что все гениальное - просто. В мае 2008-го года, согласно отчету составленному David Brown Celebrity Index, в котором высчитывалось, сколько стоит та или иная знаменитость, желторожего чудика по имени Pac-Man узнали 94 процента опрошенных, оставив усатого водопроводчика Марио далеко позади.

Пэк-мэн - дамский угодник

Появление Pac-Man на свет происходило непросто, постоянно натыкаясь на всевозможные препоны. Изобрел его молодой японский инженер Тору Иватани (Toru Iwatani), который был без ума от пинбола, мечтал создавать эти машины и после окончания колледжа в 1977-м году поступил на работу в японскую компанию Namco. Там ему действительно удалось создать несколько пинбольных автоматов, но в апреле 1979-го года он решил попробовать сделать что-то иное, чем очередной пинбольный автомат. Он хотел создать такую игру, которая никак не была связана с насилием и в которую могли бы играть женщины. В своих размышлениях он пришел к выводу, что нужно делать игру, действие которой будет крутиться вокруг японского глагола “таберу” (на русский можно перевести как “есть, поедать”). «На тот момент подавляющее большинство аркадных игр так или иначе были связаны с насилием и фокусировались на игроках-мужчинах, потому и большинство залов с игровыми автоматами посещали в основном представители сильного пола», - рассказывает Иватани. «Поэтому мы решили изменить этот явный демографический перекос в пользу женщин и влюбленных пар, дабы сделать залы более приемлемыми для всякого рода свиданий. Я стал размышлять, о чем должна быть игра, и понял, что она должна быть про поедание. Это я себе представлял, как женщины любят кушать всякого рода пирожные и десерты. Постоянно размышляя о том, каким должен быть персонаж будущей игры, в один из обеденных перерывов, я взял в руки кусок пиццы, и бросил взгляд на оставшийся блин. В этот момент меня озарило». Так на свет появился чрезвычайно простой, легко узнаваемый персонаж желтого цвета, который был исполнен в набиравшей тогда моду кавайной стилистике.

Пэк-мэн - дамский угодник

Мода на кавайные (от японского слова “каваи”, что означает “милый”) персонажи зародилась в Японии в 1975-м году, когда японская компания Sanrio придумала и запустила Hello Kitty.

Но для Иватани кавайный персонаж был не просто данью моде, а попыткой избежать технических ограничений игровых автоматов той поры. «На тот момент аппаратные возможности игровых автоматов были очень ограничены, поэтому мы могли создать персонаж только в очень простом графическом стиле. Кроме того, было очень сложно создать такого персонажа, которому бы мог сопереживать сам игрок. Однако мы хотели, чтобы игра полюбилась как можно большему количеству людей, и особенно - женщинам», - рассказывает Иватани.

Действие самой игры происходило в своеобразном лабиринте, в котором главному герою, Pac-Man, нужно было съесть все беленькие точки, избегая при этом бегающих по уровню четырех приведений разного цвета. Конечно, можно было съесть и их (для этого нужно было съесть специальную, особо крупную точку), что давало дополнительные очки и возможность некоторое время беспрепятственно бродить по лабиринту. Даже по меркам того времени на создание игры было потрачено совсем мало времени. Идея Иватани пришла в апреле 1979-го года, в мае того же года ему выделили несколько человек в помощь, а уже через год, в мае 80-го года, новую игру начали тестировать в некоторых игровых залах. Уже в июле игровой автомат с новой аркадой поступил в продажу. Однако прежде чем поступить в продажу, игра столкнулась с совершенно неожиданными сложностями. Кроме Иватани и небольшого количества сотрудников компании Namco, в успех игры никто не верил.

В 1980-м году компания Namco сделала четыре игры, из которых, по мнению руководства, самой многообещающей должна была быть игра под названием Rally-X – простенькая программа, в которой игрок должен управлять гоночным автомобилем, собирать флажки и обходить другие машины. «Я не мог и подумать о том, что Pac-Man станет игрой международного масштаба», - рассказывал впоследствии президент Namco Масайя Накамура. «Но люди узнавали Pac-Man. Узнавали даже те, кто вообще до этого не интересовался видеоиграми. Но в тот момент я действительно считал, что эта игра вряд ли кого-то особо заинтересует». Однако еще до того, как показать свою игру миру, руководители компании сменили оригинальное название игры - Puck Man, данное игре из-за внешнего вида персонажа, напоминавшего шайбу (puck по-английски) на Pac-Man. Все это из-за того, что некоторые американские дистрибьютеры предупредили японцев, что среди американской молодежи обязательно найдутся шалуны, которые исправят «p» на «f».

Правда, деятели американской аркадной индустрии, увидев четыре новые игры Namco на профильной выставке, совершенно не разглядели новый суперхит. Никто не заинтересуется очередными похождениями по лабиринтам, подумали они, и здорово ошиблись.

Как только Pac-Man поступил в продажу, в одних США было продано более ста тысяч аппаратов с игрой – такого внимания смогли добиться считанные единицы игр. Pac-Man появился на обложке американского еженедельника Time, а американский канал ABC-TV запустил серию мультфильмов, рассказывающих о похождениях Pac-Man. Причем пилотную серию нового сериала посмотрело около 20 млн телезрителей. Желторожий человечек появлялся повсюду – на тарелках фрисби, ланчбоксах, подушках, йо-йо и даже на бамперах автомобилей.

Песня о Pac-Man попала в национальные американские чарты – благодаря поп-дуэту Buckner & Garcia, которые, после того как поиграли в Pac-Man в местном баре, сочинили песню с говорящим названием «Pac-Man Fewer». Пластинка с этой песней в итоге попала на 9-е место в сотне Billboard и была продана тиражом более миллиона экземпляров. Такой успех изменил и подход издателей видеоигр к их созданию. До этого подавляющее количество аркадных видеоигр касалось темы войны с пришельцами – теперь же все больше стало появляться дружелюбных игр на смекалку. На залы игровых автоматов обратил внимание и большой бизнес – автоматы стали появляться в роскошных отелях, респектабельных магазинах и даже в приемных покоях американских клиник. В апреле 1982-го года вышла версия игры для домашней видеоигровой приставки Atari 2600, и она тут же стала самым настоящим бестселлером – тиражи продаж превысили 12 млн экземпляров.

Пэк-мэн - дамский угодник

А что же сам создатель игры? Что получил он?

«Я не помню ничего такого, хотя могу сказать, что за свою идею я получил бонус, равнявшийся моей зарплате за полгода», - рассказывает Иватани. Однако, если верить президенту Namco, Масайя Накамура, Иватани получил еще меньший бонус – что-то около $3500. Следующая игра Иватани, Libble Rabble, никого особо не впечатлила, но, в качестве признания его прошлых заслуг, Накамура предложил Тору Иватани почетную должность начальника научно-исследовательского отдела. Сегодня Иватани преподает видеоигровые аспекты в Токийском Политехническом Университете, а в некоторых игровых проектах консультирует создателей по вопросам социологии.

То, что Pac-Man быстро стал не только культурным явлением, но и своеобразной игровой дисциплиной, вряд ли кого-то удивит. В игровых залах стали играть на интерес, а количество собранных очков возвели в абсолют. Даже "Книга рекородов Гиннеса" - и та не осталась равнодушной. Для профессиональных игроков в Pac-Man статистика - это все. На просторах интернета есть даже отдельный сайт, целиком и полностью посвященный Pac-Man, его фанатам и статистике. Одни фанаты делают карты, другие пытаются их одолеть, набирая при этом рейтинговые очки. Россия в этом милом безобразии, как ни странно, участвует довольно активно. В статистике по странам мы находимся ровно посередине таблицы.

http://worldsbiggestpacman.com/

Tags: a-articles, b-fun, b-info, b-special, c-games, gazeta, pacman, Культовые герои видеоигр, игры
  • Tweet
Теги:
gazeta
pacman
Культовые герои видеоигр
игры

Читайте ещё

Комментарии

0 comments

Комментировать