6 октября3 комментария

Формула-1 как двигатель прогресса

Текст: Николай Петросян

Уже не первый год технологические разработки Формулы-1 применяются военными, медиками и даже рыболовами.

Уже не первый год технологические разработки Формулы-1, экспортируясь в другие сферы, с успехом применяются автолюбителями, военными, медиками и даже любителями рыбалки.

Формула-1 меняет реальность

Гонки в классе Формула-1 являются самыми популярными среди любителей автоспорта. Многие скептики, в свою очередь, не признают в них спортивных состязаний, считая, что Формула-1 является ничем иным как соперничеством технологий. Не вдаваясь в детали этого кажущегося вечным спора, предлагаем изучить список предметов, производство которых было налажено на основе разработок в Формуле-1.

Во время гонки механики и инженеры получают информацию о болиде со встроенных в него датчиков, что позволяет постоянно обеспечивать оптимальное функционирование машины. Одна из британских компаний использовала систему электронного мониторинга для создания тренировочного велосипеда. Доселе замерять данные спортсменов было возможно только на велосипедных тренажерах. Зато с 2009 года сбор данных можно осуществлять с шоссе или трека.

Формула-1 меняет реальность

Малейшие отклонения в уровне давления шин могут стоить первого места в гонке. Поэтому у каждой конюшни есть специальные индикаторы, сигнализирующие о состоянии шин, повышая безопасность и скорость болидов. В последние годы эту технологию стали применять и на обычных автомобилях, что позволило сократить число ДТП. Индикаторы выявляют любые проблемы с шинами сразу после включения зажигания.

Формула-1 меняет реальность

Пилоты Формулы-1 выходят внешне невредимыми из визуально страшных аварий. Секрет заключается в ударостойких материалах, используемых в производстве болидов. Такие, как показано на фотографии, могут выдерживать даже удары осколков после взрыва. С недавних пор эти материалы стали использоваться в военной промышленности с целью повышения безопасности военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях.

Формула-1 меняет реальность

Для обеспечения максимальной скорости необходимо идеальное сцепление болида с трассой. Для нейтрализации колебаний на нервной поверхности были созданы гидравлические думперы. Применение этой технологии нашли в США, где на ее основании разработали специальные наколенники, сокращающие риск повреждения. Теперь их используют морские пехотинцы, которые часто получали травмы, стоя на надувных скоростных лодках. Ведь каждый раз, когда лодки соприкасаются с водой, колени пехотинцев испытывают такую же нагрузку, как если бы они прыгали с высоты двух с половиной метров.

Формула-1 меняет реальность

Точное измерение рабочих показателей болида может в итоге принести миллисекундное преимущество на финише гонки. В Формуле-1 разработаны сверхточные телеметрические системы, за секунду считывающие 150000 замеров с 200 датчиков, расположенных на болиде. Информация анализируется специалистами, которые по ходу гонки принимают решения по внесению изменений в какие-либо параметры. Достижения разработчиков Формулы-1 легли в основу создания телеметрической системы, при помощи которой врачи получают информацию о состоянии пациента. Таким образом, доктора могут удаленно следить за состоянием больного и даже вносить изменения в курс лечения.

Формула-1 меняет реальность

Начиная с 1998 года в шинах болидов Формулы-1 стали делать глубокие желобки, чтобы уменьшить сцепление резины с трассой и, как следствие, заставить пилотов, исходя из соображений собственной же безопасности, сбрасывать скорость на поворотах. Любопытно, что этот принцип стали использовать при производстве рыболовной лески. Теперь у нее не гладкая, а гофрированная поверхность. Благодаря этому уменьшилось трение лески об удочку, за счет чего рыболовы могут выбрасывать крючок дальше и точнее.

Формула-1 меняет реальность

Современная технология махового колеса, которая была внедрена в болиды в 2009 году, позволяет сохранять энергию, которая в других условиях была бы потеряна. Речь идёт о 600 кДж, то есть энергии достаточной для разгона обычного легкового автомобиля до скорости 74 км/ч без использования даже капли горючего. Крупные автогиганты уже заинтересовались новинкой, которая может на треть сократить потребление горючего и выхлопов CO2.

Формула-1 меняет реальность

Болиды оборудованы специальным магнитным фильтром, который улавливает в горючем металлические частицы, предупреждая неожиданные поломки и сбои в работе двигателя. Разработчики нашли способ использований этой технологии для фильтрации ржавчины и шлама в локальных системах отопления. Благодаря этому уменьшается риск засорения труб и увеличивается эффективность работы котлов. Специальный магнитный фильтр необходимо закрепить непосредственно на соединении трубы с котлом.

Формула-1 меняет реальность

Многие разработчики с целью улучшения качества своей продукции обращаются к опыту Формулы-1, которая всегда находится в авангарде технологического прогресса. Система диагностики Ovei помогает врачам собрать всю нужную информацию о пациенте. Но проектирование капсулы было отнюдь не простой задачей, поэтому Ли Маккормак обратился за помощью к коллегам из автоспорта. У них он перенял идею использования в конструкции капсулы углеродного волокна, а также секрет сохранения нормальной температуры в герметичной капсуле, напичканной различным оборудованием.

Формула-1 меняет реальность

Фото: Fotobank.ru/Getty Images

Метки: a-articles, b-info, championat, , гаджеты, спорт
  • Tweet
Теги:
championat
Формула-1
гаджеты
спорт

Читайте ещё

Термен не мрет

Текст: Илья Воронин
Иллюстрации: Никита Сысоев

Мало кто знает, что именно Лев Термен предложил принцип работы охранных сигнализаций, дал возможность КГБ слушать через стены и работал над концепцией телевидения.

Read more... )

Читать полностью

Комментарии

3 комментария

Комментировать

[info]Eugene Zyk | 8 Окт, 2011 06:56 (UTC)

По поводу сохранения энергии, с этого года используется система KERS (рекуперации энергии), которая сохраняет энергию при тороможении (в первую очередь, как я понимаю, тепло, которое рассеивается при нагреве тормозных элементов), и позволяет добавить мощности двигателю, когда это необходимо.
П.С. Что-то подобное в статье есть, но там почему-то указан 2009 год, и написано про маховик... хотя я не представляю как он там может сохранять энергию )))

[info]Михаил Сигов | 8 Окт, 2011 08:44 (UTC)

Обычный маховик (да да, тот металлический блин :)) сохраняет энергию, которая является следствием инерции вращения. Ведь когда Вы едете в троллейбуса и он резко тормозит, Вы по инерции продолжаете двигаться в сторону пути троллейбуса, так же и раскрученный коленвалом маховик продолжает вращение по инерции и передает энергию обратно коленвалу, если последний, в свою очередь, замедляется.

[info]Eugene Zyk | 8 Окт, 2011 20:14 (UTC)

Что такое инерция я знаю, я даже больше скажу, мне известно про момент инерции вращающихся масс :) Но всё равно спасибо за пояснение, кой-чего нового для себя открыл)

3 комментария

Комментировать

 

Читайте также

Закрыть